?

Log in

No account? Create an account
Вторая жизнь теплохода - Мой узел связи — ЖЖ [entries|archive|friends|userinfo]
Buzzer

[ Информация | о связисте ]
[ Архив | связей ]
[ Лента | друзей ]

Вторая жизнь теплохода [июн. 27, 2013|08:57 pm]
Buzzer
[Tags|]

С начала 90-х годов в затоне под нижним стояли рядышком, уткнувшись в заросший кустами берег, два трёхпалубных теплохода - "Генерал Н.Ф. Ватутин" и "Юрий Долгорукий".
Построенные в Германии, они с 1960 года трудились на реке, но к 90-м годам оба оказались на приколе.
В те времена было не до них. Стали они не нужны, не выгодны. Быстрой прибыли принести не могли, приводить их в порядок в тот момент было некому.

Они каждую весну провожали в новую навигацию своих более удачливых собратьев, и понемногу "делились" с ними запчастями, агрегатами и деталями отделки...





Казалось, всё уже предрешено...
Но судьба двух теплоходов сложилась в итоге удивительно по-разному!

"Юрий Долгорукий" был выброшен на берег затона и разрезан на металл прошлой весной. Я об этом рассказывал год назад.


А вот "Ватутин" избежал этой, казалось, неминуемой участи!





***

Зимой 2008 года, будучи вместе с группой любителей флота в затоне Паркоммуны, я увидел "Ватутина" вот таким:





***





Покоробившаяся палуба под снегом, облезшая краска на надстройке...





***





***





Сквозь заиндевелые окна можно было рассмотерть интерьеры кают - "родные" для этого проекта, словно застывшие во времени. Дерево и линкруст.





Давным давно уже никто не наслаждался речным ветром на этих палубах, и, казалось, жизнь сюда уже не вернётся.





Пусто в рубке...





Нет вахты в машине...





Но вот минуло два года - и вдруг, в 2010 году, на его палубах вновь появились речники!
Теплоход взяли на буксир, вывели из затона и повели вниз пол Волге, а затем - на Каму.





Что же ждало там "Ватутина"? Не простой косметический ремонт, и даже не знакомая многим другим его братьям по проекту смена интерьеров.

Теплоходу предстояло, по сути, второе рождение. Официально это называется "постройка нового судна с использованием элементов судна-донора". Новый хозяин задумал непростую модификацию: новый проект предусматривал изменение класса теплохода. Изначально трёхпалубникам проекта 588 разрешалось ходить лишь по рекам и озёрам. Предстояло так перестроить корпус и надстройку "Ватутина", чтобы он смог выходить из рек в прибрежные морские районы.
Для чего же такое понадобилось? Всё просто - для того, чтобы теплоход, пройдя по Беломоро-Балтийскому каналу, смог своим же ходом дойти и до Соловецких островов. Обычным речным теплоходам путь туда запрещён. Лишь только небольшие двухпалубники проекта 646 имеют "право" выходить в прибрежные районы моря - но их на Волге всего три, да и маленькие они совсем по нынешним меркам.

(Далее в посте использованы фотографии, опубликованные на форуме любителей и профессионалов камского речного флота - http://kamafleetforum.ru/ К сожалению, точно назвать авторов каждого снимка я сейчас не смогу, но если они выйдут на связь - укажу авторство обязательно)


Прежде чем родиться заново - нужно отбросить всё лишнее...
В Перми теплоход подняли на слип.





Всю старую отделку, переборки кают, останки механизмов из машинного отделения - всё это было демонтировано.





***





***





После этого корпус теплохода переместили в цех завода Верхнекамской Судостроительной компании.





И тут началось самое важное таинство, самые масштабные работы.
Нужно было поменять абсолютно всю обшивку корпуса, большую часть набора. Установить новое подруливающее устройство, выгородить новые балластные цистерны. Более того, корпус предстояло усилить и укрепить, добавить некоторые специфические "морские" детали - например вот этот скуловый киль (ребро треугольной формы в нижней части борта), уменьшающий бортовую качку на морской волне.






Надстройку тоже надо было переделать, усилить и герметизировать. Море, даже близ берегов, может быть очень суровым...





Внутри мало что теперь напоминает об исходном проекте 588, хоть внешние обводы корпуса и остались прежними.
Красивые они всё-таки, трёхпалубники!






Винты и рули тоже остались "родными", а вот главные и вспомогательные двигатели были заменены на гораздо более современные и компактные.





Реинкарнация состоялась!





В новой жизни его окрестили новым именем - "Русь Великая".
Бутылка разбилась :-) Значит - всё хорошо!





И вот - удивительный момент. Перерождённый теплоход возвращается из шумных заводских цехов в свою родную среду, в воду!





Конечно, предстояло ещё очень много работы. Заново были протянуты все внутренние коммуникации, построены внутренние переборки в надстройке, смонтированы новые каюты, служебные помещения, установлено новое оборудование...


Всё это заняло ещё два года.





Но вот, всего пару недель назад, теплоход совершил свой первый рейс на Соловки!
(здесь и далее - кадры, сделанные пермским любителем флота Антоном Тюриным)





Помните виды палуб с зимних фотографий в начале поста?...





***






***





А вот - новые каюты.





И новая рубка.





И новое дизельное сердце теплохода.





Среди любителей речных теплоходов и профессиональных речников до сих пор ещё не утихают споры. Кто-то сомневается в правильности выбора новых механизмов, кто-то недоволен слишком "стерильными" интерьерами, кто-то печалится об окнах носовых салонов, которые пришлось заменить сплошным листом для обеспечения морской безопасности, кому-то и новое имя не нравится, а иные сокрушаются о том, что судно не построено "с нуля" а есть, по сути, перерождённый старый "Ватутин"...

Да, возможно теплоход потерял немного от своего исходного изящества. На мой взгляд (да и по мнению многих других любителей) теплоходы проекта 588 - это само архитектурное совершенство речного судна, и любая их модификация - компромисс.

Но, как мне кажется, в этом случае проектанты всё сделали аккуратно и с умом, не изуродовав теплоход до страшной непропорциональности и неузнаваемости (а прецеденты, увы, есть).



(Автор фото: Павел Феклистов, опубликовано на сайте http://fleetphoto.ru)



Да и вообще - это же замечательно!
Это же прекрасно, что у речного лайнера началась настоящая вторая жизнь, что снова стучит его сердце-машина, что снова многолюдно на его согретых солнцем палубах, и речная (да теперь ещё иногда и настоящая морская!) вода снова мягко обтекает плавные обводы его обновлённого корпуса, словно ладонью гладит блестящие свежей краской борта и вспенивается за кормой тремя ровными струями от винтов...


Счастливой тебе новой жизни!


(Автор фото: E-Mike52, опубликовано на сайте http://fleetphoto.ru)

СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: modelman
2013-06-27 05:10 pm
Хорошо, чего) и на Соловки охота.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: n_caleb
2013-06-27 05:11 pm
Блин...ну вот на кой они сдвинули шлюпочную палубу вперёд?
И кстати, с чем связан запрет на носовое остекление?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: bu33er
2013-06-27 06:59 pm
Ну много чего тут сделано "накой". У 588 все формы - классика. ЧТо либо переделывать - всё равно получится хуже.
Но тут, вобщем-то, ничего страшного. Ежели сравнить с "плавсараями" "Панфёровым" и "Разумовским" - то тут просто идеально всё :D


А носовое остекление - потенциально выбиваемо волной. (При перегоне "Чехова" по севморпути с Енисея - как раз повыбивало все окна носового салона) Но вопрос тоже спорный - не перестраховались ли они с этими окнами...
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ra_net_ka
2013-06-28 12:34 pm
А вот не надо бы вообще нашего "Чехова" перегонять. Такой корабль увели... Опустел без него Енисей :(

Edited at 2013-06-28 13:15 (UTC)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: n_caleb
2013-06-28 03:19 pm
Ну хз...можно было бы и бронированные какие вставить. Не сильно дороже бы вышло.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: e766tx
2013-06-27 05:13 pm
Ну чтож радует что речфлот хоть както начинает возраждатся. Теперь осталось дождатся приемлемых цен на речные круизы и в принципе все отлично будет.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: bu33er
2013-06-27 07:01 pm
Ну, это пока так, попытки бултыхаться. До возождения далеко, и не понятно вообще, какое оно будет...
Но хоть не тотальное уничтожение - и то хорошо.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: periskop
2013-06-27 05:36 pm
Интересная судьба у лайнера получилась.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: bu33er
2013-06-27 07:04 pm
Очень ему повезло, да. Кстати, они запросто могли поменяться местами - изначально базой для этой переделки рассматрвиался как раз "Долгорукий" (всё равно всю обшивку и половину набора надо было менять) - но его не продавали, а "Ватутин" был вывставлен на продажу.

Ксати, порт приписки у него, как ни странно, не Пермь, а как раз таки Санкт-Петербург. :)

Edited at 2013-06-27 19:05 (UTC)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: chink_
2013-06-27 06:01 pm
Очень интересный рассказ. Преображение технической части порадовало, а интерьер кают - грустное ДСП, как в средней гостинице. Хотя старый интерьер, в общем-то, соответствовал гостиницам того времени.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: bu33er
2013-06-27 07:39 pm
Ну, отделка внутри и правда довольно унылая. Но заказывалась вся нутрянкаю как это ни смешно, в Корее! В каждой каюте санкабина с унитазом и душевой - так они вообще в собранном виде из Кореи пришли! Модульная конструкция... И панели внутренней отделки тоже оттуда же.
Корейские специалисты, кстати, посмотрев на теплоход, заявили, что судно подобных размеров и начинки у них на верфях дней за 80 строится... Но вот ввозить такую "иномарку" в Россию получается космически дорого, увы.

С техническо частью пока тоже не очень ясно - спецы на форумах схлестнулись :D Дело в том, что родные немецкие дизеля Бокау-Вольф заменили на ЯМЗшные дизеля, которые на "Кировцы" идут, только адаптированные для работы на судне. Проблема в том, что они высокооборотистые - а следовательно пришлось агрегировать их с редукторами. Вобщем, пока не очень ясно, какова будет их надёжность и экономичность в такой крайне "нестандартной" для их установке. Нужна статистика. За ней сейчас будут многие судовладельцы следить, потому что ресурсы штатных дизелей практически на всех трёхпалубниках уже почти выработаны. запчастей давноне проивзодят... На что их менять - вопрос открытый, нужна статистика. Поэтому смелый эксперимент с "Русью Великой" ещё и этим интересен.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: melamory_s
2013-06-27 06:12 pm
клевый рассказ.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: bu33er
2013-06-27 07:42 pm
:-)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ra_net_ka
2013-06-27 06:27 pm
Хорошо как, что не дали умереть теплоходу.
Вот я бы попросила хорошего художника нарисовать носовые окна. Как-то без них действительно... как слепой.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: bu33er
2013-06-27 07:44 pm
Да, с этим "лбом" всё же что-то сделают в ближайшее время. Хозяева сами понимают, что вышло не очень эстетично.
Насколько я слышал, рассматриваются варианты - либо рисунок, имитирующий окна, либо какая-то стилизация с лёгкими дополнительными конструкицями, которые эти поверхности разобьют рельефно.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: maor22
2013-06-27 06:55 pm
Спасибо за рассказ! Единственно - жаль носовое остекление. Может быть стоило на это место установить какие-нибудь декоративные панели... Уж больно странно сейчас смотрится переделанная носовая часть. Очень впечатлили рубка и машинное отделение.
Не так давно где-то проскользнуло утверждение, что уже не осталось сколь-либо годных теплоходов стоящих у берега. Т.е. все или ушли под восстановление или порублены или восстановление уже не поддаются. Интересно, на сколько это справедливо. Ведь, если так, то дальше волей-неволей придется строить новые теплоходы.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: bu33er
2013-06-27 07:11 pm
Там обязательно будет либо 3D рисунок, либо декративные какие-то конструкции. Хозяева об том уже думают.

Трёхпалубников, годных под подобную реновацию, в принципе есть ещё несколько штук. Но вот только смысл подобных процедур с каждым годом падает. Всё же в габариты транспортных трёхдеков трудно вписать помещения, соответствующие современному представлению о комфортном судне.

Но в то, что новые речиные "круизёры" у нас всё-таки появятся, очень хочетсся верить, да :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xr_08
2013-06-27 07:18 pm
+1 Круто что не все "наследие" выкидывается на помойку!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: cadmi
2013-06-27 10:34 pm
имени жалко все равно :)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: bu33er
2013-06-28 06:10 am
Угу... К тому же на Волге теперь в "Русях" запутаться можно - "Родная Русь", "Святая Русь", "Русь великая" и просто "Русь". Вот такой зоопарк!

Edited at 2013-06-28 06:10 (UTC)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yurka52rus
2013-06-28 05:47 am
дело хорошее. но без носового остекления корабль выглядит слепым. и это вот как-то грустно.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: bu33er
2013-06-28 06:09 am
Обещают там нарисовать имитацию окон. Но конструкция, увы, очень странная. Хозяин там планировал окна, но усиленные. Но проектанты наотрез отказались так делать, утверждая что это невозможно и недопустимо...
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mpetrov_nn
2013-06-28 06:12 am
Замечательная история. Желаю долгих лет жизни возрожденному Ватутину.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: koko_vanija
2013-06-28 03:53 pm
Хороший рассказ, молодец Михаил!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: pzn
2015-04-29 07:15 am
Рейс "Великой Руси" из Самары на Крым сорвался из-за полоки
(Ответить) (Thread)