?

Log in

No account? Create an account
Енисей 2009: Игарка - Мой узел связи [entries|archive|friends|userinfo]
Buzzer

[ Информация | о связисте ]
[ Архив | связей ]
[ Лента | друзей ]

Енисей 2009: Игарка [авг. 1, 2013|11:20 pm]
Buzzer
[Tags|, , , ]

Перезалил фотографии, а то их не видно было. Спасибо Яндексу за любезно предоставленное дисковое пространство! :-D

Думаете, я забил на рассказ про Енсией? А вот и нет! :-)
И что с того, что было всё это четыре года назад? :-D Продолжаю!

Я в предыдущей части остановил повествование в конце третьего дня нашего путешествия, когда солнце так и не зашло, и Полярный круг остался позади.

Однако, отметив как полагается это событие, мы всё же отправились спать, ибо следующий день был особенно важным - нас ждали: Игарка и конечный для енисейских трёхдеков пункт - Дудинка.

Для меня эти названия всегда были этакой далёкой, вьюжной и бесконченой холодной романтикой из знакомой с детства песни Визбора: "...Нью-Игарка, мадам, Лос-Дудинка, Иностранный поселок Тикси..."


И вот она, Игарка. Прямо по курсу в 8 утра.



Я рассматриваю берег через объектив камеры, а 6puragur зачитывает из легендарного путеводителя Lonely Planet:
"From the end of May to early October, elegant Yenisey passanger ships with wood panelling and shiny brass fittings depart Krasnoyarsk for Dudinka via Yeniseysk and the depressing ex-Gulag town of Igarka, which is somewhat redeemed by its award-winning permafrost museum."








Теплоход заходит в Игарскую протоку. В ней, собственно, располагается порт, вокруг которого в 30-х годах XX века и вырос заполярный город.





Многоэтажные дома на вечной мерзлоте - это "новая" Игарка, отстроенная здесь уже в шестидесятые.




На рейде напротив домов Игарки стоит вот это судно - не простое!




"Дмитрий Овцын" - это гидрографическое судно, головное в серии. Семь таких теплоходов, построенных в самом начале 70-х годов, предназначались для исследований в первую очередь наших северных морей, для обслуживания Северного Морского пути.

Что же делает оно тут, на Енисее?

А вот присмотритесь, что на баке у него за штуки уложены:




Это плавучие навигационные знаки-буи. Но не речные! А морские.
Ведь порт Игарка и появился от того, что Енисей от устья до этих мест очень глубок, и по нему могут подниматься вверх крупные морские суда с большой осадкой.
Вот этот морской фарватер на реке "Дмитрий Овцын" и обслуживает, прокладывает.

Вон у него ещё какое клёвое "воронье гнездо" застеклённое на мачте!
Оттуда наблюдения вести хорошо. Я бы в таком "гнезде" посидел бы.
В тишине, с чаем и телефоном. И суровая красота вокруг...





Весь XX век Игарка была перевалочным портом для экспорта сибирского леса. Лес плотами сплавляли по Енисею до Игарки, а тут грузили на морские суда, которые затем по Северному Морскому пути уходили в Европу. Легендарную "финскую" бумагу вырабатывали из нашей сибирской древесины...

Но с конца 80-х годов импорт древесины по севморпути стал падать. Основным "лесным терминалом" теперь стал город Лесосибирск, о котором я уже писал пост когда-то давно. Оттуда теперь дерево уходит по железной дороге.


А порт Игарка опустел и затих...





Мы, тем врменем, подходим к дебаркадеру.





Встречающие.
Только вглядитесь, какие разные типажи!




Я смотрю на высокий берег, и чего-то не понимаю...
За год до нас по этому маршруту прошли трое любителей речного флота с форума infoflot.
И я отлично помню вот эту фотографию, которую сделал Андрей Урицк:




Тут на берегу было здание удивительной деревянной архитектуры и с интереснейшей историей:
(эти кадры тоже в 2008 году снял Андрей Урицк)







И... где же оно?!



Позже выяснилась печальная вещь: осенью предыдущего года это историческое здание самым бездарным образом сгорело по недосмотру!



Ну а тем временем - швартовы закреплены, трап подан... Стоянка здесь будет довольно долгой - несколько часов.
Выходим на берег.





Только пришвартовались - тут же началась движуха.
Именно для Игарки и Дудинки предназначается бОльшая часть груза, заполняющего палубы, салоны и трюмы.
Северный завоз - вот он какой.

Ящики с овощами и фруктами начинают перетаскивать на дебаркадер...




А мы с 6puragur'ом поднимаемся на берег.




Тут, в Игарке, у нас случился самый, пожалуй, серьёзный за всю поездку фэйл.
Местный музей вечной мерзлоты (по сути - шахта, уходящая в ту самую мерзлоту) - место очень достойное того, чтобы посмотреть. Даже ЛонлиПланет это утверждает.
Но вот при "транспортном" варианте путешествия на такое посещение времени обычно не хватает - и добраться до музея нелегко, и организовать экскурсию практически невозможно.

Но накануне капитан, встретив нас на палубе, намекнул, что для некоторых пассажиров он лично организовал в этот раз поездку в музей, и ради этого теплоход даже будет стоять в Игарке больше положенного. Нам было предложено присоединиться к этой внезапной экскурсии. Мы договорились, что сразу по прибытию выйдем на берег и будем там ждать.

Что же получилось в итоге?

Мы, как и было задумано, вышли на берег - и стояли там с полчаса. Никто не появился. С теплохода выгружали помидоры и мебель, вокруг шлялись игарские жители, но никого из команды не было видно.

Пока мы так стояли - немножко понаблюдали за людьми. Странно - но это на нашем пути оказался первый (и, навреное, даже единственный) пункт, где местные вызывали некоторое напряжение и неприязнь. Угрюмые нетрезвые личности бросали на нас весьма неодобрительные взгляды. Их даже нельзя назвать "гопотой" - тут, вероятно, можно было обнаружить и вполне себе серьёзных уголовников. Места тут такие, недетские...

Впрочем, рядом возились и просто "крепкие сибирские мужики", вызывающие уважение.
Кто-то встречал родственников с теплохода, кто-то принимал нехитрый груз.

Полотора УАЗа и семейство:




И вот, спустя минути 40 мы решили, что, видимо, опоздали и все уехали без нас. Но тогда хоть пробежаться по Игарке, посмотреть что здесь есть.

И только мы двинулись по дороге от пристани в сторону города - мимо нас пропылила машина, в которой мы разглядели капитана и его знакомых! Вот это эпикфэйл!..


Ну что же... пойдём тогда, посмотрим, какая она - Игарка.




Только и тут есть засада:

От причала, у которого встаёт теплоход, до "новой" Игарки с многоэтажными домами - довольно далеко.
Путешествовавшие за год до нас по этому же маршруту фанаты флота успели бегом добежать до города, и даже что-то там успеть интересное заметить.
Но мы уже потеряли очень много времени - и в итоге решили покружить по Игарке "старой" - среди деревянных домов-бараков, которым уже, вероятно, полсотни лет, и которые помнят самый расцвет этого заполярного порта.

На дороге, идущей от пристани - вот такая стела




А вокруг ещё совсем недавно было несколько деревянных бараков, которые сгорели накануне. Местами пепелище ещё даже дымилось...




Впрочем, они давно уже были не жилые. "Старая" часть Игарки в тот момент активно шла под снос, и, полагаю, многого из того что мы увидели в 2009 году - сейчас уже вообще просто нет.




Вот очень-очень жаль, что дом, который помнил самого Отто Шмидта, сгорел тоже :(

Внезапно навстречу нам катится местный городской автобус!
Бааа! Да это ж пазик, такой милый и родной! Было почему-то трогательно увидеть творение земляков-павловчан в этих суровых далёких местах :)





Наконец выходим к пока ещё жилым домам.
Тут ещё один ПАЗик попался в кадр.




"Старая" Игарка состояла преимущественно вот из таких типичных деревянных бараков.





Некоторые дома были оштукатурены и покрашены.




Местами вид улиц и совсем почти не отличается ото всей остальной российской глубинки. И не скажешь сразу, что это всё - в сибирском заполярье.




Чоткий валютный киоск! :-D





А вот небольшой магазинчик "Радуга", чудной деревянной архитектуры :)





Тут внезапно нас смывет с дороги колёсный генератор радуги. :-D
Чтобы летом улицы из шлака не пылили, их приходится поливать водой.





Опустевшая "старая" Игарка идёт под снос...
Часто, когда вижу вот так "вывернутый наружу" дом, - ловлю себя на странных мыслях.
Ведь вот очень долгое время в этом пространстве, ограниченном этими стенами - было тепло, была какая-то жизнь. Вокруг мела метель и заворачивал мороз под -40, а в доме вели свой нехитрый быт самые разные люди... Где сейчас они, жители этих стен? Десятки лет этот вот объём пространства был недоступен снегу и холоду - и вот вдруг стены исчезли. Дом наизнанку. И там, где была чья-то комната, чья-то кухня с ходиками, чья-то кровать с хромированными железными спинками - будет теперь всю долгую полярную ночь мести колкая вьюга...





Подошли поближе к одному из заброшенных, но ещё не снесённых домов.
Кадры прям для сообщества ru_abandoned:




***




***




Между домами виднеются вот такие рассыпающиеся конструкции.
Это - заполярный вариант любимых начинающими диггерами "теплаков". В городах средней полосы водопровод и теплотрассы обычно закапывают в землю, прокладывают в специальных коллекторах.
Закопать что либо в вечную мерзлоту - занятие бесполезное. Поэтому водопровод и канализацию тут протягивали вот в таких утеплённых наземных дервянных галереях.





В одном месте на галерее - будочка. В будочке - ба!, колонка водоразборная!
Вот так тут и жили - в сорок градусов мороза с ведёрком за водичкой до колоночки и обратно бегом...




Вроде бы барак-бараком, но нехитрые украшения всё равно присутствуют - ромбики на фасаде, обшивка досками в разных направлениях...





Тут ещё живут.





Глядим на часы - ба, уже пора на теплоход!
Бомжевать в этих местах как-то не хочется :D


Быстрым шагом возвращаемся к причалу.




Но тут ещё вовсю продолжаются грузовые операции.
Огурцы, картошка и прочая хурма для игарчан.




А кому-то вот мягкие сидушки приехали.





А кому-то - холодильник и шкафчики на кухню...




Чтобы быстрее все грузы на берег вытащить - даже такая технология используется:
со стороны свободного борта перегружают ящики на лодки, а дальше - к берегу и сразу на грузовик.




Ну а что делать! Сюда разьве только ещё вертолётом добраться можно...





Пока на берег перекидывают последние ящики с помидорами - успеем рассмотреть то, что осталось от огромной лесной биржи и порта:





Здание портового управления грустно осыпается...





Тут когда-то были такие же горы дерева и такая же бурная деятельность, как нынче в Лесосибирске.
Но сейчас здесь - тихо и пустынно.




Портовые краны замерли...




Какие-то странные цеха




А вдалеке видны останки чего-то поистине монструозного, напоминающего огромный театр с портиками.
Видимо, это и есть останки первого заполярного драматического театра, основанного в Игарке в 1936 году актрисой Верой Пашенной.
Про него навскидку очень мало чего находится в Сети, а история-то эта, видимо, довольно интересная...




Смешной портовый буксирчик, увешанный старыми покрышками, крутится на акватории.





Тем временем, все пассажиры уже на борту, а все грузы, предназначавшиеся для Игарки - на берегу. Вернулась и импровизированная экскурсия в музей мерзлоты, которую мы эпично продолбали.

Отдаём швартовы и покидаем этот "депрессивный город". Ведь и правда, эта стоянка оставила какие-то нерадужные чувства.


Жаль, добежать до "нового", живого города так и не удалось.
А там даже, вон, "небоскрёбы" девятиэтажные есть!





Катер с названием "Криолог" не даёт нам забыть, что все эти дома - "избушки на курьих ножках", опираются на вечную мерзлоту сваями...





Дома и лодки!





И просто лодки и сарайчики для снастей и моторов.
Жизнь на великой реке...





А вот и специальный буй, обозначающий морской фарватер на Енисее!




Видимо, эта фотография теперь уже - уникальна.
Олег, знакомый из Красноярска, тоже большой любитель ходить по Енисею на "Чкалове", сообщил мне, что в этом году путь для морских судов в Игарку уже не действовал, морская обстановка на реке не выставлялась.
Увы, Игарка больше - не морской порт.




Ну а мы покидаем эти места, и движемся дальше на север. К действующему морскому порту - Дудинке.





Уже дописав пост, обнаружил. что на самом деле те заброшенные дома, среди которых мы пробежались - это уже считается в Игарке "Новым" городом. А "Старый" - это территория за лесным портом, которая, вместе с лесной биржей, выгорела почти целиком в начале 60-х годов.

Но править в тексте этот факт я уже не буду, простите :)

Также я ни слова не упомянул про легендарную "Стройку 503", трансполярную магистраль, одним из узлов которой была Игарка. Там вообще-то есть, говорят, мемориальный музей, а поблизости от города можно и артефакты той самой стройки найти. Но мы всего этого не видели - а значит ничего я об этом не могу рассказать.



Предыдущая часть - тут, если что.
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: sdvsamara
2013-08-01 04:13 pm
Севеный завоз - вот он какой.

Северный. ;-)



Как это знакомо, правда в Анадыре в основном были теплотрассы из бетонных плит, но и немного таких деревянных было. Так как снегу насыпает много они ещё служат зимой пешеходными дорогами.

Edited at 2013-08-01 19:59 (UTC)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: bu33er
2013-08-01 08:04 pm
Ага, точно. Местами и там было видно что по ним ходят сверху.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sdvsamara
2013-08-01 08:21 pm
Вот с сайта ТРРЛ Юкон:



Вот слева от ДК, на берегу обрыва виден домик со слегка островерхой крышей. Вот именно там я и жил с 1970-го года, хоть и родился в этом году в Куйбышеве. И через семь лет там родился мой брат. А к чему это я? Да всё просто, и зимой и летом мы шли от ДК к дому именно по деревянной теплотрассе. :-)

На закуску, как теперь этот ДК при Абрамовиче перестроили:

(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: demetros
2013-08-01 05:08 pm
Молодец, что не бросаешь рассказ ;-)
Всегда приятно вернуться в те края!

По поводу «здания удивительной деревянной архитектуры». Сгорело оно ещё в августе 2008, незадолго до нашего приезда – как раз застали дымящиеся головешки... :(
Касаемо самой Игарки: тогда нам говорили, что новую жизнь в город и порт должно вдохнуть освоение Ванкорского месторождения...
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: bu33er
2013-08-01 07:35 pm
Ах, вот оно как... очень жаль.

Ну а какие-то ещё постройки чуть дальше от берега сгорели именно накануне. Они ещё дымились.

Про Ванкор нам тоже все говорили, что на него надежда. И "речной терминал" Ванкора показали - в следующей части будет фотка.
Вот интересно, что там сейчас.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kosmonozhka
2013-08-01 06:30 pm
У меня фотки не открываются :(
может, жж тормозит
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: bu33er
2013-08-01 06:44 pm
Это на фотофайле, где фотки лежать, какие-то глюки. У меня тоже фотки не видны :(
Надо попробовать подождать. Если до завтра не прочухаются - буду думать над альтернативным местом для фоток...
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kosmonozhka
2013-08-01 08:28 pm
Больше всего меня прёт от зрелища сибирского неба. Всё остальное тоже здорово. Но сибирское небо такое узнаваемое. Хотя я была на юге Сибири, а не на севере)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bu33er
2013-08-01 08:29 pm
Его там просто офигенно МНОГО! :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: n_caleb
2013-08-01 06:43 pm
Хде? Хде фотки?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: bu33er
2013-08-01 06:45 pm
Фофтофайл прилёг отдохнуть.

Вот уже чешу репу - может наконец платный хостинг купить?...
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: n_caleb
2013-08-01 07:59 pm
Я на Яндекс-фотках. Усё ок)
Прям пробирает от таких мест. Хороший рассказ.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bu33er
2013-08-01 08:02 pm
Да я вот тож на яндекс закинул.

Спасибо. буду продолжать всё ж. Ещё и половины не рассказал, что было видено, и половины не показал всего что было тогда отснято...

Edited at 2013-08-01 20:02 (UTC)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bu33er
2013-08-01 07:34 pm
Фотки снова с нами!
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: nemo_q
2013-08-02 05:20 am
интересные места, спасибо.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: varandej
2013-08-02 06:29 am
Мрачно как. Не думал, что в Игарке всё настолько плохо.
Капитан нехорошо как-то поступил, не по-северному...

И исправь: в последнем абзаце у тебя вдруг вылезла Дудинка (явно же опечатка?), а лесотерминал не Енисейске, а в Лесосибирске.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: bu33er
2013-08-02 07:00 am
Да нет, тут "не по северному" поступили как раз мы. Договорились ждать - значит надо было ждать. Они нас честно искали у причала, и уехали только когда не нашли. А по дороге, видимо, уже не заметили. Ну а сотовыми номерами мы не обменивались, да и связь там эпизодическая везде.

Да, и правда, Дудинка раньше времени вылезла. :) Спасибо, поправил.
И С Лесосибирском тоже проглючил. Давно не вспоминал, всё смешалось. Вот так вот - затягивать с рассказами на четыре года! :D

Ну а что до Игарки - так увы, видишь что получилось: порт работать перестал, а город жил ради порта по сути.
надежда была, что Ванкорское месторождение оживит немножко Игарку - грузы на него как раз через неё идут.
Но насколкьо оправдались эти надежды в итоге - не знаю.

Edited at 2013-08-02 07:02 (UTC)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nord_ursus
2015-02-26 10:08 pm
Боюсь, что уже нет. Сейчас стратегия на то, чтобы на северах люди вообще не жили, а только работали бы вахтовым методом. Поэтому на Ванкорском месторождении уже построены вахтовые посёлки, а самой Игарке от этого вряд ли что-то перепадает (ну если только есть вахтовики из Игарки). Поэтому, увы, но не думаю, что в связи с освоением нефти, эти края ждёт что-то подобное, что происходит в некогда глухой и незаселённой Югре начиная с 1960-х годов.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yaroslav_gunin
2013-08-02 12:00 pm
Унылый город
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: bu33er
2013-08-02 12:05 pm
Ну, города-то мы и не видели.
Но депрессивный, да. Что поделать...
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ra_net_ka
2013-08-02 03:28 pm
Я ждала продолжения. Это просто физическое удовольствие - читать такие неравнодушные рассказы! Доброе внимание к деталям, бережность к уходящему прошлому, замечательные фотографии. Спасибо, Миша.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: bu33er
2013-08-02 06:29 pm
И вам спасибо, что читаете и радуетесь! :)
А я продолжу радовать, обязательно!
(Ответить) (Parent) (Thread)