Buzzer (bu33er) wrote,
Buzzer
bu33er

Categories:

Енисей 2009 - завершение (и десяти лет не прошло)

Модно нынче разбрасываться выражением "незакрытый гештальт". Наверное, в данном случае оно применимо только в переносном смысле, но тем не менее. Есть у меня некоторое "незавершённое дело", которое когда-то в силу многих обстоятельств "зависло" - серия постов про путешествие по Енисею в 2009 году.
То путешествие на меня произвело очень сильное впечатление, оттуда привёз я кучу чудеснейших фотографий. Начал писать посты, но в результате многих обстоятельств где-то на половине - бросил.

Не "дотянул" даже до прибытия в Дудинку - а ведь в тот раз мы на теплоходе прошли Енисей от Красноярска до Дудинки "туда-и-обратно"...

С одной стороны - смысла особого продолжать эту серию столь же детально - нет никакого. И забылось уже всё очень капитально, и времени прошло столько, что информация просто перестала быть актуальной. С тех пор я успел побывать в тех же местах ещё раз - и рассказ про эту поездку даже не начал. Да и ЖЖ, будем честными, стал значительно менее живым. Вот пишу сейчас - и кажется, что обращаюсь может к пяти-десяти читателям, не больше.
Но меня всё же все эти годы гнетёт ощущение некоторой "незавершённости". И вот - недавно я открыл архив с фотографиями и решил отобрать из оставшегося материала "самое самое". То, что по прошествии лет не стёрлось, - настолько оно оказалось ярким. То, что, на мой взгляд, очень удачно было поймано в кадр.

Чуть больше шести десятков кадров с совсем короткими комментариями-воспоминаниями. Это довольно интересно замечать кстати - цифровые фотографии не блекнут со временем, а вот воспоминания - уходят. Бумажные фотографии сами имели свойство стареть, и не вызывали поэтому такого странного ощущения...

Серия постов про то путешествие "прошита" тэгом "Енисей 2009", к счастью, фотографии там продолжают быть доступны, вроде-бы, можно пойти и перечитать :)

Последний пост, который я успел написать, был про заход в Игарку:
http://bu33er.livejournal.com/242871.html

От неё до крайней точки маршрута, Дудинки, остаётся всего 12 часов ходу.

Здесь Енисей уже очень широк и глубок - это и позволяло морским судам подниматься вплоть до Игарки, которая фактически была морским портом.







Спустя всего полчаса ходу от Игарки на берегу завиднелись какие-то постройки и техника...







Это - стройка речного "нефтяного терминала" Ванкорского месторождения.
Тогда тема эта была очень на слуху, и именно с Ванкором связывали возможную "вторую жизнь" Игарки.







Где-то на полпути от Игарки до Дудинки - посёлок Потапово.
Тут делаем остановку в "лучших традициях", с высадкой-посадкой с лодок. К этому явлению уже успел попривыкнуть в тот момент :)







Заметте, кстати, какие волны. В тот момент стало немножко штормить, и последние часа три перед Дудинкой теплоход даже заметно покачало на этих уже совсем не речных волнах.







***







И вот, около 10 вечера прямо по курсу показалась Дудинка!
Я попросил у вахты разрешения сделать несколько кадров с мостика...







Что там такое яркое на рейде?






Контейнеровоз класса Arctic Express, один из нескольких однотипных судов, составляющих "арктическую флотилию" Норникеля. Эти суда курсируют по севморпути Между Дудинкой и Мурманском, снабжая Норильск всем необходимым и вывозя продукцию комбината.






На причалах порта Дудинка жмутся друг у другу старые портовые краны.
Интересный факт: причалы каждую весну "шлифует" могучим енисейским ледоходом - поэтому раньше на зиму все краны перегоняли на возвышенный участок (где они на этой фотографии и кучкуются), а после ледохода на причалах восстанавливали рельсовые пути и возвращали краны на место.

Похоже, что на этой фотографии я запечатлел буквально последние годы жизни этих машин.
Когда я вновь оказался в Дудинке в 2015 году - причалы сильно изменились. Вместо старых монстров на рельсовом ходу для работы в порту использовались новенькие современные мощные краны на колёсном шасси.







На рейде тут - далеко не один пароход. Порт работает очень активно.







***







Если с помощью телеобъектива рассмотреть берег внимательнее - можно даже найти нерастаявшие до сих пор кучи льда!







Можно увидеть и старинное деревянное здание управления порта:







И самое интересное и уникальное: сейчас в этой акватори речных лайнеров-трёхпалубников - два!







Нам в тот раз чертовски повезло, и вот почему:
На Енисее сейчас есть только два трёхпалубных теплохода - "Чкалов" и "Матросов", которые, как говорится, "стоят на линии" Дудинка-Красноярск. Обычно расписание их составлено так, что они движутся в "противофазе", и встречаются на ходу, примерно в районе устья Ангары.

Но именно тогда, в июне 2009 года оба енисейских лайнера оказались в Дудинке одновременно!
Это произошло потому, что "Матросов" был арендован под некий спецрейс, организованный РПЦ и ещё бог весть какими организациями. В итоге, когда мы на "Чкалове" пришли в Дудинку, "Матросов" был уже там. Он пропустил нас к причалу а сам встал вторым бортом.







Два капитана следят за швартовкой...







В итоге - мне посчастливилось сделать вот эти уникальные кадры. Я больше нигде не встречал аналогичного фото обоих енисейских трёхпалубников, одновременно стоящих у причала в Дудинке:







***







Захватывающий кадр! Ради него пришлось довольно рискованно взобраться на гору. Но оно того стоило!







Наш теплоход стоял в Дудинке сутки, и мы успели за ночь, договорившись с таксистом, прокатиться в Норильск и обратно, успев на него чуть-чуть поглядеть (полярный день в этом плане - жутко удобная штука :) )
Правда, фотографий интересных оттуда вышло не много, и я сейчас пропущу этот момент и сразу перейду к нашему отправлению в обратный путь.

Напомню, что в тот раз мы прошли по Енисею в режиме "туда-обратно", купив по сути билеты в одну и ту же каюту на рейсы Красноярск-Дудинка и Дудинка-Красноярск.



И вот, утром следующего дня мы отходим от пассажирской пристани Дудинки. "Матросов" выпускает нас и возвращается к дебаркадеру - он вернётся в Красноярск позже.







Ну а мы - в обратный путь, вверх по Енисею.







От Дудинки до Красноярска идти на два дня дольше - течение Енисея могучее. Но зато многие места, которые на пути вниз проходятся ночью - теперь можно увидеть днём.

Правда, до пересечения Полярного круга - что день, что ночь - не велика разница! Солнце категорически не хочет лезть за горизонт :)







На обратном пути я довольно детально поснимал интерьеры теплохода. Большая часть этих кадров была в этом вот посте: http://bu33er.livejournal.com/127307.html

Как оказалось - не зря я всё это зафотодокументировал. Многие детали отделки к 2013 году уже исчезли. Например, вот такие "родные" деревянные двери надстройки...







Тем временем - опять Игарка и обстановочное судно "Дмитрий Овцын".







Остановка в Верхнеимбатске - особенное явление. Официально там есть пристань, но подойти к ней из-за глубин теплоход не может. Поэтому здесь производится "официальная" доставка пассажиров к берегу на штатном мотоботе теплохода. На Волге такое тоже не реально увидеть сейчас...

Вот мотобот с помощью шлюпбалок вывален за борт и закреплён на уровне главной палубы.







Вот уже спущен на воду (заметте, и посадка-высадка с лодок происходит параллельно!)







Отшвартовался...







И, тарахтя моторчиком, пошёл за пассажирами к пристани.







Посёлок староверческий, и типажи на лодках - колоритные!







Лихо они со своими лодками управляются!







Но вот уже мотобот возвращается с пассажирами. Сначала их по трапу пропускают на борт теплохода, потом поднимают из воды и сам мотобот.







Идём дальше. Для разнообразия - чуть-чуть енисейских погодных красивостей







***







А теперь - ещё немного редких кадров. В тот раз удалось мне заглянуть и в машинное отделение теплохода.

"Чкалов" - первый в серии речных теплоходов проекта 588, и его МО в некоторых деталях отличается от более поздних трёхдеков.

Больше всего меня тогда впечатлил красивейший пульт управления с очень своеобразными машинными телеграфами:







Абсолютно дизельпанковый вид!







Три главных двигателя, каждый работает на свой винт.







Дизельные электрогенераторы.







Немного водоподготовки







Только посмотрите, какие красивые манометры!






И вот эти весёлые указатели температуры :)







В завершении темы машинного отделения - опять мои любимые телеграфы. Тащусь от них!







Из пахнущего горячим маслом машинного отделения вернёмся опять на палубу.







Полярный Круг уже за кормой, но ещё совсем недалеко. Наступает "белая ночь".







..ну или синяя.






И вот тут случился момент, который для меня стал одним из символов того путешествия.

К полуночи, когда на вахту заступил старпом, с которым мы очень сдружились за вермя рейса, мы поднялись в рубку и попросили разрешения чуть-чуть посидеть там и посмотреть.


И вот эта картина навсегда осталась в памяти:
Синева реки за стёклами, сумрак рубки, подрагивание палубы, клацание кнопок рулёвки и... "Twist in My Sobriety" Таниты Тикарам, тихонько звучащая из магнитолы у шутрманского столика.






...Look my eyes are just holograms
Look your love has drawn red from my hands
From my hands you know you'll never be
More than twist in my sobriety...







Старпом, Юрий Михайлович Серёгин, что-то записывает в судовой журнал.
Я очень благодарем ему за ту ночную вахту, в которую он позволил нам побыть в рубке.
Это один из тех символических, знаковых моментов жизни, которые запоминаются навсегда.








Тем временем, мы подходим к пристани Бор. "Ракета" пускает нас к дебаркадеру. Сейчас эта "Ракета", увы, уже списана. Её место заняли новые скоростные суда.






Здесь случилась интересная ситуация: футбольная команда посёлка Бор возвращалась на "Чкалове" из райцентра, Туруханска, где проходил районный турнир, с кубком за первое место. Несмотря на поздний час, их на берегу встречало чуть не полпосёлка с рисованными на скорою руку плакатами "Ура победителям!". Под восторженные крики односельчан команда сошла по трапу на пристань, неся сверкающий кубок над головой.
Я очень жалею, что не смог сфотографировать этот момент - было уже слишком темно для моей камеры, а сверкать вспышкой с палубы, привлекая внимание, не хотелось.


Следующий день преподнёс ещё одну занимательную встречу...
Утром я зашёл в освободившийся от груза носовой салон и поснимал его чуть потрёпанные, но всё ещё впечатляющие интерьеры.











Потом отвлёкся на обалденную радугу, которую природа "включила" абсолютно внезапно...












...а вернувшись с палубы - услышал из носового салона звуки музыки!

Оказалось, что в этом рейсе на "Чкалове" оказалась группа "Хозяева Леса" из Норильска. Ехали они на этно-фестиваль "Саянское кольцо", и решили немного порепетировать.

Музыкальный салон "Чкалова" полностью оправдал своё название в этот момент!







Среди пассажиров теплохода оказалось много норильчан, знакомых с творчеством этой группы, и в итоге чуть позже репетиция прератилась в маленький импровизированный концерт :)






Ото всего этого было удивительное ощущение красоты, которое я помню до сих пор. Песня про реку и чудесные виды за окнами...






И завершился тот день ещё одним обалденным закатом.






Обратный путь - против течения, занимает 5 с половиной суток.
Так как я решил уместить всё в один пост - то очень многое оставил "за бортом", да может это и правильно. Осталось только самое яркое, что до сих пор помнится.


Огромные по волжским меркам составы из толкаемых барж. Вот например шесть штук, и мы ещё этот состав спокойно обгоняем. Широк Енисей!






Новые скоростные суда проекта А45, пришедшие на смену "крылатым" Ракетам и Метеорам. В тот год они были ещё вновинку на Енисее, только-только начали работать.






В этом рейсе "Чкалов" сделал незапланированную остановку в Подтёсово, главной базе енисейского флота.
Нам удалось даже бегом пробежаться по улицам легендарного посёлка речников. Эта стоянка заслуживала бы отдельного поста, продолжай я повествование в той же манере, в которой его начал, но сейчас ограничусь лишь парой кадров.






Ибо часто ли можно увидеть, как теплоход 588 проекта швартуется, уткнувшись носом прямо в берег? :)







Отличная иллюстрация скорости течения на Енисее. Буй стоит на месте! %)






Очень много встерчается барж с лесом. Плоты же и самосплав остались в прошлом.







Последний вечер обратного рейса готовил нам ещё одно интересное зрелище...






И это - не только ещё один закат






Расписание обратного рейса составлено так, что легендарный Казачинский порог проходится ночью, в темноте. Судовождение на Енисее - это сплошной "высший пилотаж" %)

Грузовые суда дожидаются утра, а "скорый" пассажирский трёхпалубник смело направляется в порог...






Тут не было особого смысла фотографировать то, что происходило вокруг. Лишь клокочущая на камнях вода справа и слева, скрывающаяся в темноте.
Чтобы точно ориентироватья относительно обстановки, на мостике включили прожектора.
Их лучи по приказам из рубки быстро скользили то по вспененной воде, то по высоким берегам, освещая буи и створы. Во всём чувствовалось напряжение - и одновременно огромный опыт, мастерство. Это невозможно передать словами или фотографией...







Пожалуй, вот этим снимком я завершу своё повествование.








***





Прошло почти 10 лет с того момента, как были сделаны эти кадры.
Когда я сошёл на берег после этого путешествия - то был почему-то уверен, что ещё вернусь туда.
И я действительно вернулся на Енисей спустя 6 лет.
В 2015 году мы с Мариной Странницей вновь оказались на борту "Чкалова". То путешествие получилось совсем иным, и я не знаю, когда опубликую рассказ о нём. Сотни фотографий с тех пор лежат в архиве и, наверное, ждут всё же своего часа. Быть может, когда-то я вернусь и к тем воспоминаниям...

Лишь одно ясно - как нельзя войти в одну реку дважды, так нельзя и пройти одну реку дважды. Это будет та же, но другая река.
Ничего нельзя повторить, ничего нельзя вернуть.
Можно только позволить воде течь, как и жизни.
Tags: Енисей 2009, флот, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →