?

Log in

No account? Create an account
Красноярская ГЭС и её судоподъемник - Мой узел связи [entries|archive|friends|userinfo]
Buzzer

[ Информация | о связисте ]
[ Архив | связей ]
[ Лента | друзей ]

Красноярская ГЭС и её судоподъемник [июл. 27, 2009|12:52 pm]
Buzzer
[Tags|, , , ]

А начну я рассказ про поездку на Енсией с... мегадевайса!








Сперва, для оценки всего масштаба - посмотрим на ГЭС с моста через Енисей.




Оттуда, с середины моста, открывается впечатляющая панорама...




Вот такая:




Красноярская ГЭС – вторая после Саяно-Шушенской по мощности в России (6100 Мвт). Она расположена в 40 километрах от города Красноярска вверх по течению Енисея. Высота плотины ГЭС – 124 метра, длина напорного фронта гидроузла – 1175 метров, максимальный напор воды – 101 метр...





8 августа 1959 года на дно реки был сброшен камень с символической надписью «Покорись, Енисей», первый бетон в основание плотины заложил Ю.Гагарин, а в 1971 году завершающий, 12-й агрегат был включен в сеть...





Если смотреть на плотину со стороны нижнего бьефа, то, слева направо будут видны:





На правом берегу - административные и хозяйственные постройки:





Виден небольшой, но интересный объект - перегрузочная эстакада.
Во время строительства ГЭС она использовалась для того, чтобы перегрузить доставленные по воде на баржах детали гидроагрегатов - в первую очередь, рабочие колёса (турбины) - на железнодорожные транспортёры, для дальнейшего перемещения их в машинный зал.





Cобственно, машинный зал, где располагаются гидроагрегаты (генераторы):









Водосброс. При необходимости спуска "лишней" воды из водохранилища в паводок эти затворы поднимают - и огромные потоки летят вниз... К сожалению, в этом году сброса воды не производилось.





Экспериментальный комплекс для проведения опытов с моделями гидросооружений:





Ну а дальше, уже на левом берегу - уникальный по своим масштабом судоподъемник:





Бетонное тело плотины сдерживает 73 кубических километра воды...









Длина этого искусственного моря - 334 км.





Да, это Большая Энергетика!









Ну а теперь... Он!





Уникальное по своим масштабом сооружение - судоподъемник Красноярской ГЭС.
С помощью этого исполинского мегадевайса судно длиной до 90 метров и шириной до 18 метров, с грузом до полутора тысяч тонн может быть "переброшено" из нижнего бьефа плотины в верхний и обратно.





При этом судно транспортируется на плаву - тоесть вместе с "полезным грузом" судоподъемник "возит" ещё и немалый объем воды...





Башня управления: под стать всему сооружению!





Думаю, нужно чуть-чуть пояснить, "как всё это устроено"...
Вот схематический "поперечный разрез" (взято отсюда):






Камера судоподъемника скатывается по рельсовому пути в нижний бьеф, погружается в воду и принимает судно. После этого, вместе с судном и водой, подъемник (суммарной массой более 8 тысяч тонн!) взбирается на гребень плотины, и там, в самой верхней точке он разворачивается на 140 градусов на поворотном круге, чтобы, спустившись затем к уровню верхнего бьефа, "выпустить" судно в водохраниище...


На этом снимке видна конструкция поворотного круга:





Сама судоподъемная камера сейчас "припаркована" на специальной площадке, также доступной с поворотного круга:





Циклопический агрегат!





Между тем, можно заметить, что кроме собственно судовозной камеры, существует ещё и небольшая технологическая тележка, "припаркованная" напротив:





Да, ширина рельсовой колеи Красноярского судоподъемника - 9 метров. Это самый широкий рельсовый путь в мире!

И, таким образом, существуют две единицы подвижного состава самой широкой в мире колеи! :-)





Посмотрим теперь внимательнее на путь, по которому передвигается этот исполин.

Вот - "станция "Верхний Бьеф"" %)





А вон там, за деревьями - путь к "станции "Нижний Бьеф""





На пути самой широкой в мире колеи есть и мост!





Масштабы - соответствующие...





Между прочем, судоподъемник по сути своей, можно сказать, электровоз!
Вот - опоры контактной сети... столь же впечатляющих габаритов. 8-)









Ну а ещё на самой широкой в мире железной дороге есть автомобильный переезд!

Вот так пересекает трассу подъемника одна из технологических дорог ГЭС:




Правда, это сокрее подъемный мост, чем переезд...





Поэтому - есть некоторое ограничение! ;-)




А вот и рельс, оснащенный зубчатой рейкой.
Судоподъемная камера перемещается на 78 тележках, а движут её 156 электрогидроприводов с зубчатым зацеплением. Скорость движения - около 20 метров в минуту.





Вид от "переезда" вверх, на площадку поворотного круга:




И вниз - в сторону нижнего бьефа:





Ну а в завершение - трасса подъемника и "станция "Нижний Бьеф"" :-)





Вот такой он - настоящий мегадевайс!





Для любопытных - фотографии сего агрегата в действии можно увидеть вот тут:

на сайте Енисейского Речного Пароходства.


Это нужно посмотреть для обретения окончательного впечатления и полного равновесия!




Ну и ещё немного дополнительной технической информации можно подчерпнуть в посте у riverpilgrim:

http://riverpilgrim.livejournal.com/233707.html
СсылкаОтветить

Comments:
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: modelman
2009-07-27 11:04 am
Круто, круто) Вас туда внуть пустили?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: bu33er
2009-07-27 11:14 am
Внутрь, конечно, но пустили. Но Олег (aka Северный Гость) хорошо знает там технологические дороги у ГЭС - поэтому подёз нас практически вплотную... ну и где можно было - мы походили там.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: a_bamategeku
2009-07-27 11:15 am
Совсем недавно на это чудо наткнулся, хотел подробнее разузнать, а тут Вы. Очень своевременно. )))
Спасибо.

А подождать, пока пароход не подойдет, чтобы заснять в работе? ))
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: bu33er
2009-07-27 11:17 am
К сожалению, в последнее время судоподъемник работает крайне редко - грузопоток сократился в разы...
Да и к тому же, думаю, в момент работы нас бы никто так близко не подпустил :-))
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]From: kkkooottt
2009-07-27 11:16 am
ничего такой тромвайчег)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: bu33er
2009-07-27 11:19 am
Ага. Трамвайчик! ;-)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tem_s
2009-07-27 11:28 am
хороший пост
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: el_coyote
2009-07-27 11:44 am
хороший пост и впечатляющее устройство!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: artem_nekrasoff
2009-07-27 11:52 am
а видео нигде нет в инете, посмотреть как это чудо работает?)))))))
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: bu33er
2009-07-27 11:59 am
Вот в этом замечательном фильме про Енисей:
Жизнь на великой реке

Есть кадры судоподъемника в действии. К сожалению, навскидку не нашел нигде в сети только того кусочка фильма - но, уверяю, фильм стоит того, чтобы скачать и посмотреть его целиком!
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tr
2009-07-27 11:58 am
Интересно!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: bannik0v
2009-07-27 12:19 pm
мда, серьёзный агрегат. интересный отчёт. спасибо.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: dee_hamma
2009-07-27 12:43 pm
очень впечатляет! спасибо:)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: victogan
2009-07-27 01:00 pm
Ну 9 метров думаю не предел. Козловые краны и поболе могут быть
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: bu33er
2009-07-27 01:07 pm
Согласен... Но, похоже, колея козловых кранов уже не рассматривается как "железнодорожный путь" %)

По крайней мере, ПаровозИс называет колею этого судоподъемника самой широкой: http://www.parovoz.com/spravka/gauges-ru.php
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: russos
2009-07-27 02:15 pm
проникся. круто.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: bu33er
2009-07-27 02:52 pm
Да, уже только сам вид комплекса впечатляет! И трудно представить себе, каково стоять поблизости, когда всё это приходит в движение... %)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amberovsky
2009-07-27 02:52 pm
Рельсы как-то тонковаты =)
И скорость 30см/сек для такого гиганта как сверхзвуковая - оно если резко остановится не получит гидроудар? (кстати, оно с торца открыто - как там вода держится?)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: bu33er
2009-07-27 02:59 pm
Да, меня тоже несколько удивило, что рельсы такие простенькие. Но, видимо, роль играет то, что масса распределена на очень большое количество тележек, соотвевтсвенно, "размазанных" по длинне.

Что же до скорости - да, шустро движется, но в тех масштабах сокрость всё-ж не коспическая 8-)

А вод там очень даже хорошо держится - ибо в торце секторный затвор, который закрывают после того, как баржу втолкнули в камеру.
Гарантированная глубина внутри - 2,2 метра! 8-)

Вообще, идея возить судно прямо в воде вполне рациональная - ведь оно на плаву не теряет остойчивость, не "кувыркнётся" само по себе... А вот чтобы как следует закрепить то же судно в "сухой" камере, да ещё со всем грузом, чтобы оно и не опрокинулось и не переломилось - это будет гораздо более сложная задача, чем удержать внутри несколько тонн воды...
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: la_rascasse
2009-07-27 03:09 pm
МОСТ!!! О боже, вот это да-а...
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: la_rascasse
2009-07-27 03:10 pm
А нет ли у вас информации о проектировщиках судоподъемника, рельсового пути, подвижного состава, и моста?
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
From: 6puragur
2009-07-27 03:37 pm
Молодец, Миш!
Энциклопедичный такой пост. Можно теперь ссылку на него давать интересующимся.

Без Олега таких эксклюзивных фото не получилось бы.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: bu33er
2009-07-27 03:39 pm
А я наоборот думал, мало инфы =)))

Да, Олег замечательно нас покатал! ;-)
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: egoeu
2009-07-27 05:17 pm
Даже не подозревал о существовании сооружений подобного рода, спасибо. А почему там нельзя было просто шлюз устроить?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: bu33er
2009-07-27 06:34 pm
Плотина очень высокая - в результате пришлось бы строить цепочку шлюзов длинной в пару десятков километров. Оказалось выгоднее воздвигнуть такое вот сооружение.
(Ответить) (Parent) (Thread)
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>